История

ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ (район Москвы)

Патриаршие пруды, или, как это место Москвы часто называют, Патрики один из интереснейших районов столицы с исторической, культурной, архитектурной, бытовой и других точек зрения. Он находится в Центральном округе, Пресненском районе. Границами служат Ермолаевский, Малый и Большой Патриаршие переулки, улица Малая Бронная. Впервые попавший на Патрики человек, который решил прогуляться по улочкам и переулкам, неизбежно выйдет к Патриаршим прудам и будет немало удивлен – пруд, большой и красивый, но всего один. Вокруг пруда бульвар.

Когда-то на этой территории находилось Козье болото, из названия ясно, что здесь паслись козы. Отсюда и названия двух переулков Патриков – Большого и Малого Козихинских. В ХУП веке на месте болота возникла Патриаршая слобода место резиденции патриарха Гермогена. Со временем район стал интенсивно застраиваться, появилось большое количество особняков и доходных домов, где селились люди самых разных сословий. В последние годы Патриаршие пруды стали очень модным районом, жить здесь считается престижным. по программе «Моя улица» проведено благоустройство многих улиц – расширены и замощены плиткой тротуары, убраны под землю провода, внедрена новая систем автомобильного движения.
 

 

 В начале ХУП на месте Козьего болота появилась резиденция патриарха Гермогена  - известного религиозного деятеля смутного времени, за свою бескомпромиссную позицию  осужденного и умершего в заточении.  В 80-х годах ХУП в.  вырыли три пруда, где разводили рыбу к патриаршему столу. После отмены патриаршества пруды были заброшены, а после пожара 1812 года два из них засыпали. Вокруг сохранившегося Большого Патриаршего пруда (его площадь 9900 кв. метров, глубина – до 2,5 метра) разбили сквер. 

 В 1986 году на месте деревянного павильона был построен каменный, в нем сейчас находится ресторан. Была установлена читальня, где можно  получить книги не только для чтения, но и для обмена. В водоем запущена рыба, в нем живут  лебеди и утки. В рамках реконструкции  территории она была облагорожена, высажены новые деревья, замощены дорожки, установлены лавочки. Ежегодно на пруду заливается каток площадью 12 тысяч кв. метров. Летом здесь проходят концерты и фестивали. Пруд и павильон признаны объектами культурного наследия и охраняются государством. 

 

ЭТО СЛУЧИЛОСЬ НА ПАТРИАРШИХ

Если спросить людей, читающих не только посты в соц.сетях, названия каких двух классических русских романов они помнят, ответ, скорее всего, будет: «Анна Каренина» - «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему. Все смешалось в доме Облонских» и «Мастер и Маргарита» - «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». Это были ничем особо не выдающиеся граждане – председатель Моссолита Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный. Первым делом они бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды». Напившись теплой абрикосовой воды, поскольку пива не было, они уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной и затеяли умный разговор об Иисусе Христе. И вот здесь началась чертовщина. Появился странный иностранец с разными глазами, который вел в высшей степени непонятные речи о своих встречах с Кантом и Понтием Пилатом, о том, что есть неопровержимое седьмое доказательство существования дьявола, что русская девушка, комсомолка, отрежет Берлиозу голову и что Аннушка уже разлила подсолнечное масло. И уже очень скоро отрезанная поворачивающим с Ермолаевского на Бронную трамваем голова Берлиоза, поскользнувшегося на покрытом маслом булыжнике, покатилась под решетку Патриаршей аллеи.

Фанаты «Мастера и Маргариты» скрупулезно восстановили все факты, связанные с этим историческим происшествием. Трамвай в описываемое время здесь не ходил, но он появился и носит имя Аннушки. А прототипом растяпы, разбившей бутылку с подсолнечным маслом, была склочница-соседка Булгакова по коммунальной «нехорошей» квартире Анна Горячева, которой дали прозвище «дура с Садовой». Установлена скамейка, где сидели литераторы и с которой уже в наше время происходит мистическая история, как и со всем, что связано с романом. Над ней то появляется, то исчезает знак с перечеркнутым изображением Воланда, Коровьева и Бегемота и табличкой «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Откуда взялось слово «незнакомцы», тоже не ясно, у Булгакова рекомендуется не разговаривать с неизвестными. Рядом с этой скамейкой, на том месте, где располагался пивной киоск с отсутствующим пивом, сейчас стоит загадочное некрасивое здание с надписью «МОГЭС».

Москвоведы выдвигают ряд предположений, где могла жить Маргарита. Дома, в полной мере подходящего под описание в романе, найти пока не удалось. Но одним из вариантов мог бы быть особняк, расположенный на Спиридоновке, 17, правда, он расположен далековато от Арбата. Он принадлежал Зинаиде Морозовой, сейчас используется для официальных встреч с высокими гостями.

Мистическая история связана также с памятником, который намеревались еще в 2003 году установить на Патриарших. Скульптор Александр Рукавишников создал проект памятника, где нашлось место не только самому Булгакову, Мастеру и Маргарите, Иисусу Христу, Понтию Пилату с собакой, Воланду со всеми его спутниками, но и 12-метровому примусу-фонтану, венчающему композицию. И все это прямо в пруду. Жителям района скульптура пришлась не по душе, и она осталась невостребованной.

Но мистический дух романа продолжает витать над Патриками. Ведь только здесь могла появиться нечистая сила, на бывшем Козьем болоте, а козел, как известно, символ дьявола

 

ЕЛОЧКА РОДИЛАСЬ НА ПАТРИКАХ

В Малом Патриаршем переулке, дом 5, на месте современного дома когда-то стоял небольшой особнячок. А в нем жила женщина – автор самой известной у нас в стране новогодней песенки «В лесу родилась елочка». Раисе Кудашевой было 25 лет, когда в журнале «Малютка» в 1903 году было опубликовано ее стихотворение «Елка». Раиса Адамовна Гидройц (Кудашева) работала гувернанткой у князя-вдовца. Стихи она писала с детства, но особенного успеха не имела. Песней стихотворение стало позже. Ученый Леонид Карлович Бекман ко дню рождения дочери сочинил музыку на понравившийся ему текст. Нотной грамотой он не владел, записала музыку его жена. Правда, позже Леонида Карловича обвиняли в плагиате, находили сходство музыки со шведской песенкой «Зажигаются тысячи рождественских свечей» и с немецкой «Мы построили величественный дом», но подобные обвинения нередко слышатся в адрес популярных мелодий.

У песенки была сложная судьба, ее надолго запрещали, когда у нас в стране развернулась борьба с новогодними праздниками. Сама Кудашева узнала, что ее творение стало популярной песней узнала случайно, в поезде, когда пассажиры попросили маленькую девочку спеть что-нибудь. Существует легенда, что Раисе Адамовне, не имевшей сколь-нибудь больших писательских заслуг, «Елочка» помогла вступить в Союз писателей, способствовал этому то ли Горький, то ли Фадеев. А известной Кудашева стала в 50-е годы прошлого века, когда она дала интервью двум популярнейшим изданиям – «Огоньку» и «Вечерней Москве».

Текст песни Бекманом был сокращен, но первые два куплета канонического варианта прозвучали в фильме Роу «Морозко», когда Морозко осматривает свои лесные владения (1964 год). В этом же году Раиса Кудашева ушла из жизни. Говорят, что на памятнике на ее могиле воспроизведена первая строка стихотворения.

Незамысловатая песенка продолжает жить. В декабре 2002 года на гала-концерте «Мир встречает Рождество» ее пели Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Эмма Шапплин и Сиссел. В 2015 году журнал «Русский репортер» провел опрос и в топе 100 самых популярных в России стихотворных строк «В лесу родилась елочка» заняла 29-е место. Импровизации на тему мелодии песенки исполняли Денис Мацуев и «Виртуозы Москвы».

А начиналось все на Патриках.  

 

ПАТРИКИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Многие известные люди приобретали себе жилье в районе Патриарших прудов. На них традиционно с 1900 года ежегодно заливается каток, куда еще Лев Толстой приводил своих дочерей.

Музей-квартира Максима Горького открыт в доме 2/6 на Спиридоновке, в котором жил пролетарский писатель. Особняк Рябушинского, построенный Федором Шехтелем, был советским правительством предоставлен Горькому, когда тот окончательно вернулся в Россию (1932 г.). Здесь писатель прожил до конца жизни. Еще в начале ХIX века на Спиридоновке построил собственный дом русский поэт, автор лирический стихотворений, басен, песен Иван Дмитриев. В доме 4 на этой же улице была последняя квартира писателя Алексея Толстого, а на втором этаже дома 56 в 1903-1904 годах жил Александр Блок. Упоминание Спиридоньевского переулка есть в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

На углу Малой Бронной улицы и Тверского бульвара (дом 2/7) находится здание, известное как Романовка. Автор проекта Матвей Казаков. В Романовке размещались меблированные комнаты, в которых снимали жилье многие известные люди. В номерах Романовки читал свои первые произведения Владимир Маяковский. Здесь бывали Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Велемир Хлебников. В доме Наркомата путей сообщения (19А) жил Александр Галич - поэт, прозаик, драматург, сценарист, исполнитель собственных песен.

Литературный критик, руководитель Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), известного в конце20-х – начале 30-х гг. прошлого века объединения писателей так называемого диалектико-материалистического творческого метода, Леопольд Авербах проживал в Малом Палашевском переулке, 4. Искусствовед, литературный критик и переводчик Абрам Эфрос, живший в несохранившемся доме 7 по Вспольному переулку, известен своими исследованиями рисунков А. Пушкина. А в доме 14 проходили собрания литературно-художественного кружка «Никитинские субботники», организованного поэтессой и литературным критиком Евдоксией Никитиной. В Трехпрудном переулке, 8, в деревянном доме, принадлежавшем отцу поэтессы, родилась и жила почти 20 лет Марина Цветаева. Во время Первой мировой войны в здании размещался военный лазарет, позже здание было снесено. Известны строки Цветаевой, посвященные ее родному переулку:

 

Ты, чьи сны еще непробудны,

Чьи движенья еще тихи, В переулок сходи Трехпрудный,

Если любишь мои стихи.

 

Описание Трехпрудного переулка есть в широко известной книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». В любимой советскими детьми сказке Лазаря Лагина Волька, главный герой, жил в «Волоцких домах». Писатель Слезкин проживал в доме 3/16. Он известен, в частности, повестью о революции 1905 года «В волнах прибоя», которая была запрещена цензурой и за которую он провел год в заключении. Слезкин был знаком с Булгаковым, именно он ввел писателя в московскую литературную среду. А пьеса Слезкина «Чужой» была поставлена около 500 раз.

Богословский переулок: здесь в доме 3 жил поэт-имажинист, автор стихотворений, пьес, рассказов Анатолий Мариенгоф. Он был большим другом Сергея Есенина, ему поэт посвятил ряд стихотворений и драму «Пугачев». Захар Прилепин написал о Мариенгофе книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

В Большом Козихинском переулке проживали белорусский и русский писатель, литературовед Алесь Адамович (дом 15), драматург Василий Шкваркин (дом 10), автор легких комедий с музыкальными вставками, библиограф Богдан Боднарский (дом 12, наиболее известен фундаментальный труд Боднарского «Библиография русской библиографии»).

В 1948-1961 годах в доме 3 по Большому Патриаршему переулку находилась квартира театроведа и литературного критика Юлия Кагарлицкого, исследователя творчества Герберта Уэллса.

В Южинском переулке, в деревянном бараке, одна из квартир принадлежала писателю Юрию Мамлееву, основателю течения «метафизический реализм». В 1974 году он вынужденно эмигрировал в США, позже переехал в Париж. После провозглашения курса на демократизацию вернулся на родину и начал активно публиковаться. С начала 1900-х по 2008 год вышло 27 его книг.

Но, пожалуй, более всего прославил Патрики Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Именно здесь, на бульваре возле пруда, впервые появляется Воланд, а на выходе с бульвара так некстати Аннушка разбивает бутылку с подсолнечным маслом.

На Спиридоновке находятся памятники Алексею Толстому, Александру Блоку, кубинскому поэту Хосе Марти, на Малой Бронной увековечен еврейский писатель Шолом- Алейхем.

 

АКТЕРЫ С МАЛОЙ БРОННОЙ И С БОЛЬШОЙ БРОННОЙ

Если собрать вместе актеров и режиссеров, живших на Патриках, можно было бы составить труппы не одного театра. Представители творческой элиты часто выбирали себе жилье в переулках вблизи Патриарших прудов. Познакомимся с некоторыми из них.

Плучек Валентин Николаевич (1909 -2002). Большая Бронная улица, дом 2/6, он же Малая Бронная улица дом 6/2. Народный артист СССР. Ученик В.Мейерхольда. Начинал как актер. Работал в ГОСТИМе, Арбузовской студии. С 1942 года режиссер Театра Северного флота. С 1950 г. в театре Сатиры. Прославился постановками пьес Маяковского «Клоп» и «Баня». Среди самых известных его работ – «Василий Теркин на том свете» Твардовского, «Ревизор» Гоголя, «Горе от ума» Грибоедова, «Самоубийца» Эрдмана. В доме находится музей-квартира режиссера.


В этом же доме жил Никулин Юрий Владимирович (1921-1997). Народный артист СССР, Герой Социалистического труда. В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом. После того, как его не приняли во ВГИК и ГИТИС, окончил школу-студию при Московском цирке на Цветном бульваре. Работал в этом же цирке клоуном, в 1981 году стал главным режиссером, а позже директором и художественным руководителем этого цирка. Много играл в кино, создал незабываемый образ Балбеса в знаменитой тройке с Вициным и Моргуновым. Самые известные работы в кино - «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники». Известен не только комедийными, но и драматическими работами – «Когда деревья были большими», «Они сражались за Родину», «Двадцать дней без войны». Вел на телевидении юмористическую передачу «Белый попугай».

Режиссер Андрей Александрович Гончаров (1918-2001) был соседом по дому Плучека и Никулина. Народный артист СССР, Герой Социалистического труда. Учился в ГИТИСе. Во время войны добровольцем ушел на фронт. Работал режиссером 1-го Фронтового театра ВТО, Московского театра сатиры, Театра-студии киноактера, театра имени Ермоловой. С 19567 года главный режиссер, художественный руководитель театра имени Маяковского. Среди самых известных его постановок «Банкрот, или Свои люди сочтемся» Островского, «Жизнь Клима Самгина» по Горькому, «Бег» Булгакова.


Актер Ростислав Янович Плятт (1908-1989) – еще один выдающийся житель дома 2/6 по Большой Бронной улице. Народный артист СССР. С 1943 года и до конца жизни прослужил в театре имени Моссовета. Зрителям запомнился ролями в пьесах «Милый лжец» Дж. Килти, «Цезарь и Клеопатра» Б Шоу, «Братья Карамазовы» по Достоевскому, «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину и многими другими. Десятки образов создал в кинофильмах. Роль пастора Шлага в сериале «Семнадцать мгновений весны» стала культовой. На доме установлена мемориальная доска в память актера.


В доме 16 по Большой Бронной улице жил актер и режиссер Александр Яковлевич Таиров (1885-1950). Учился на юриста, но решил связать свою жизнь с театром и взял псевдоним Таиров (таир по-арабски «орел»). Играл в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Симбирска. В 1908 году начал режиссерскую деятельность, поставил в Передвижном театре Гайдебурова пьесы «Гамлет» Шекспира и «Дядя Ваня» Чехова. В 1914 году создал вместе со своей женой актрисой Алисой Коонен Камерный театр, с которым и была связана вся его жизнь. Поставил пьесы Брехта, Уайльда, Бомарше и многих других авторов. У театра и самого Таирова была трудная творческая судьба, режиссер подвергался необоснованной критике. В августе 1950 года Камерный театр был переименован в театр имени Пушкина и прекратил свое существование. В сентябре того же года Таиров скончался.

В доме 28/2 по Малой Бронной улице жила в детские годы жена Таирова Алиса Георгиевна Коонен (1889-1935). Была одной из любимых ученицы К. Станиславского. В Камерном театре участвовала во всех программных постановках Таирова.

 

Вторым домом по Большой Бронной, связанным с именами многих актеров и режиссеров, стал дом 29, где находится первый в Москве ресторан Макдональдс. Здесь жили:

Ульянов Михаил Александрович (1927-2007). Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Учился в училище имени Щукина при театре имени Вахтангова, с этим театром связана и вся жизнь актера. Сыграл десятки ролей в театре, около семидесяти в кино. Актерский диапазон у Ульянова был необычайно широк. Он сыграл Ленина, Сталина, Жукова, Наполеона Бонапарта, Марка Антония, Цезаря, Понтия Пилата и множество вымышленных персонажей в самых известных пьесах. Прославился ролями в кинофильмах «Освобождение», «Председатель», «Ворошиловский стрелок», «Бег» и многих других. С 1987 года был художественным руководителем театра имени Вахтангова. На доме установлена мемориальная доска (скульптор А.Балашов). С 1959 года женой Ульянова была актриса Алла Парфаньяк.

Парфаньяк Алла Петровна (1923-2009). Окончила Театральное училище имени Щукина и была принята в театр имени Вахтангова. Принимала участие во многих постановках театра («Дети солнца», «Конармия», «Отверженные») и других. Снималась в кино.


Александров Григорий Васильевич (1903-1983) – кинорежиссер. Народный артист СССР, Герой Социалистического труда. Окончил режиссерские курсы рабоче-крестьянского театра в Екатеринбурге. С 1921 года в Москве, был актером рабочего театра Пролеткульта, где с С. Эйзенштейном принимал участие в создании нескольких спектаклей, а позже и фильмов («Броненосец «Потемкин», «Октябрь»). В 1934 году закончились съемки фильма «Веселые ребята» с Л. Утесовым и женой Александрова Л. Орловой. Фильм был вначале запрещен, но после просмотра его Сталиным вышел на экраны и имел большой успех. Затем последовали широко известные фильмы «Цирк», «Волга, Волга», «Весна». В 1983 году снял документальный фильм о Любови Орловой.

Орлова Любовь Петровна (1902-1975) – народная артистка СССР. Училась в Московской консерватории, на хореографическом отделении театрального техникума имени Луначарского. В 1933 году состоялась ее встреча с Г. Александровым, она стала его женой и снималась во всех его фильмах. Орлова прекрасно пела, танцевала, исполняла акробатические трюки. Была актрисой Театра имени Моссовета («Милый лжец» Килти, «Странная мисс Сэвидж» Патрика и др.).   На доме установлена мемориальная доска Александрову и Орловой (скульптор Ю.Чернов, архитектор И.Шадрин).
 

Артист эстрады, писатель, историк книги Николай Павлович Смирнов-Сокольский (1898-1962) проживал в доме 30/1 по Малой Бронной улице. Основатель Московского театра эстрады. На эстраде исполнял остро сатирические фельетоны, посвященные событиям современности. Собрал уникальную коллекцию книг, которая сейчас находится в Российской государственной библиотеке.

 

Два выдающихся актера проживали на Спиридоновке в доме 8. Анатолий Папанов (1922-1987). Народный артист ССС. С 17 лет занимался в драматической студии при заводе «Каучук». С первых дней войны – на фронте. Был тяжело ранен. В 1943 году поступил в ГИТИС. В 1948 году зачислен в труппу Театра сатиры, где прослужил почти 40 лет. Зрителям запомнились его роли в пьесах «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Бег» Булгакова, «Вишневый сад» Чехова и многие другие (всего около 50-ти). Много играл в кино («Живые и мертвые», «Бриллиантовая рука», «Холодное лето пятьдесят третьего», «12 стульев»). Был женат на актрисе Надежде Каратаевой. Дочь Елена также актриса. На доме 8 установлена мемориальная доска (архитектор С. Хаджибаронов).

Евгений Моргунов (1927-1999). С 14 лет работал на заводе. Учился во ВГИКе у С. Герасимова. Работал в Малом Театре, театре киноактера. Особую популярность у зрителей ему принесла роль Бывалого в комедиях Л. Гайдая.

Народная артистка СССР Анастасия Георгиевская (1914-1990) жила в доме 25 на той же улице. Окончила ГИТИС, с 1936 года во МХАТе, которому оставалась верна всю жизнь. В театре запомнились ее роли в «Школе злословия» Шеридана, «Битве в пути» Николаевой, пьесе «Валентин и Валентина» Рощина. Снялась во многих кинофильмах. Озвучивала мультфильмы, принимала участие в радиопостановках.

Прославленный актер и режиссер, народный артист СССР, Герой Социалистического труда Михаил Царев (1903-1987) тоже житель Спиридоновки (дом 9/2). Учился в школе русской драмы при Александринском театре, после окончания работал в разных городах. С 1937 года в Москве, в Малом театре, где был не только актером, но и директором, и художественным руководителем. Многие годы был председателем Правления Всероссийскоготеатрального общества. На сцене родного театра запомнился ролями в спектаклях «Перед заходом солнца» Гауптмана, «Король Лир» Шекспира, «Маскарад» Лермонтова и многих других (всего около сорока). Снимался в кино, принимал участие во многих телеспектаклях.

 

Соседом Царева по дому был Алексей Ванин (1925-2012). Во время Великой Отечественной войны служил разведчиком, снайпером, кавалер многих военных наград. Неоднократно был призером чемпионатов СССР по классической борьбе. В 1953 году его пригласили на главную роль в фильме «Чемпион мира», так он стал актером. Много снимался в кино, хотя и не считал профессию актера главной. Работал тренером в ДСО «Локомотив».

 

На месте Посольства Индии во Вспольном переулке (дом 9) до 1913 года находился дом, где жил в 1900-1912 годах выдающийся режиссер, писатель, педагог, основатель (вместе со Станиславским) МХАТа Владимир Немирович- Данченко (1858-1943). С 1895 по 1900 годы Немирович-Данченко проживал в доме (не сохранился) в Гранатном переулке (дом 11).

В доме 16 по Вспольному переулку находилась квартира актрисы Натальи Кустинской (1938-2012), известной по ролям в кино («Три плюс два», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.).

Актер, режиссер, педагог, народный артист СССР Сергей Блинников (1901-1961) жил в Малом Палашевском переулке, в доме «с палатами». С 1922 года во МХАТе, сыграл на его сцене 59 ролей, особенно удавались ему роли классического русского репертуара («На дне» Горького, «Вишневый сад» Чехова, «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого). Вел активную преподавательскую деятельность.

 

Смело можно назвать «артистическим» дом 3 по Большому Палашевскому переулку. Он прославлен именами сразу трех великих актрис:

Народная артистка СССР Фаина Раневская (1896-1984). С 14 лет увлеклась театром, занималась в частной театральной студии. Работала во многих провинциальных театрах, затем в нескольких московских. Главные свои роли сыграла на сцене Театра имени Моссовета («Шторм» Билль-Белоцерковского, «Странная миссис Сэвидж» Дж.Патрика, «Дальше – тишина» Дельмар).Фразу «Муля, не нервируй меня» из фильма «Подкидыш» помнят буквально все, также как и блистательную игру в фильмах «Золушка», «Весна», «Свадьба». Дружила с Михоэлсом, Мариной Цветаевой, В. Качаловым. Отличалась искрометным остроумием, нередко довольно злым. Говорят, что когда Л. Брежнев на вручении ей ордена Ленина приветствовал ее словами «А вот идет наша Муля – не нервируй меня», то услышал в ответ: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы». На доме в память о Раневской установлена мемориальная доска.

Народная артистка СССР Анастасия Зуева (1896-1986). Обладала выдающимся комедийным талантом, причем не только на сцене, но и в жизни. На сцене МХАТа блистательно играла в спектаклях «Мертвые души» Гоголя, «Любовь Яровая» Тренева, «Ревизор» Гоголя, «Плоды просвещения» Л.Толстого и многих других.. Зуевой посвящено знаменитое стихотворение Пастернака «Актриса», в котором есть такие строки:

Меняются репертуары,

Стареет жизни ералаш, Нельзя привыкнуть только к дару,

Когда он так велик, как Ваш.

Народная артистка СССР Елена Фадеева (1914-1999). Окончила театральное училище при Театре имени Евгения Вахтангова, вся творческая жизнь ее связана с театром «Ленком» («За тех, кто в

море» Лавренева, «Поминальная молитва» Горина, «Парень из нашего города» Симонова» и др.). Снималась в кино.

 

В 1929-1994 годах Большой Палашевский переулок назывался Южинским, в честь проживавшего в доме 5/1 Александра Сумбатова-Южина (1857-1927) – актера, драматурга, театрального деятеля. Он с большим успехом играл не только в классическом репертуаре (Шекспир, Шиллер, Бомарше), но и в пьесах Уайльда, Шоу, Л. Андреева. Его перу принадлежат интересные воспоминания об актерах. В доме расположена мемориальная квартира Южина, в его память установлена мемориальная доска.

Сергей Айдаров (1867-1938) жил в доме 5/15 в Трехпрудном переулке. Еще в конце Х1Х века он начал играть на сцене Малого театра, прославился в пьесах Островского. С 1910 года работал в том же театре как режиссер. В 1919 году снялся в фильме «Поликушка». Занимался преподавательской деятельностью.

Звезда театра имени Ермоловой Евдокия Урусова (1908-1996) была жительницей дома 6 по Трехпрудному переулку. Представительница княжеского рода, она обучалась в институте благородных девиц. Занималась балетом, пением, снималась в немом кино. После окончания студии при Малом театре стала актрисой театра имени Ермоловой. Была репрессирована, в лагере организовала театр со своими коллегами Смоктуновским и Жженовым. В 1955 году вернулась в родной театр, где сыграла около 200 ролей в пьесах Гоголя, Шиллера, Островского, Горького. Образы созданных ею матерей и старух были яркими и многогранными. Снималась в кино.

Благовещенскому переулку посчастливилось. В доме 5 жил Аркадий Райкин (1911-1987), народный артист СССР, Герой Социалистического труда, любимый всем советским народом. После окончания Ленинградского техникума сценических искусств Аркадий Райкин работал в ленинградском ТРАМПе, снимался в кино. В 1939 году стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическим номером «Чаплин». Эстрада и стала смыслом его жизни. Начал работать в Ленинградском театре эстрады и миниатюр (сейчас Театр эстрады имени А. И. Райкина), уже через три года стал его руководителем. Был блестящим мастером перевоплощения. Свои первые программы создавал с писателем В. Поляковым, позже для него писали известные юмористы (М. Жванецкий, В. Ардов, С. Альтов и многие другие). В 1982 году театр переехал в Москву, сейчас «Сатирикон» имени Райкина, которым руководит его сын Константин. На доме, где жил артист, установлена мемориальная доска. По телевидению очень часто с успехом показывают программы Райкина, фильмы с его участием.

 

Другой известный артист эстрады Николай Смирнов-Сокольский (1898-1962) проживал в доме 13/31 по Ермолаевскому переулку. Выступал в жанре эстрадного фельетона. Известный библиофил, собрал огромную библиотеку первых и прижизненных изданий русских писателей, которая сейчас находится в Российской государственной библиотеке. На доме установлена мемориальная доска.

В 1970-е годы выдающийся актер и режиссер Михаил Ульянов жил в доме 23 в Большом Козихинском переулке (подробнее о М.Ульянове см. в статье «Актеры с Малой Бронной И с Большой Бронной»).

 

Большой Козихинский переулок одно время назывался Остужевским в память актера Александра Остужева (1874-1953), жившего здесь в доме 12 почти пятьдесят лет. Народный артист ССР Остужев начал свою артистическую деятельность в Воронеже, где его заметил А. Южин и пригласил в Малый театр, который и стал его судьбой. К 1910 году актер из-за болезни полностью оглох, но играть не прекратил. Он запоминал на память полностью слова всех ролей спектаклей, чтобы иметь возможность читать по губам партнеров. Прославился ролями в пьесах Шекспира, Шиллера. В

июне 1944 года прочел на радио стихи «Священная война» Лебедева-Кумача, к которым позже А. Александровым была написана музыка.

В доме 22 в том же переулке была квартира актера Григория Хмары (1878-1970). Работал в МХТ, входил в группу самых ярких актеров. Самая известная его роль в спектакле «Сверчок на печи» (1914 год). Снимался в кино. В 1922 году эмигрировал, выступал в Германии, Польше, Франции. Похоронен в Париже.

В Мамоновском переулке (дом 6) жил народный артист СССР Борис Ливанов (1904-1972). Обучался в 4-й студии МХАТ и с 1924 года играл во МХАТе. А. К. Толстой, Тренев, Островский, Гоголь, Грибоедов, Чехов, Горький, Достоевский, Бомарше – самые разные писатели и драматурги, самые разные амплуа ролей Ливанова. Он был чрезвычайно многосторонний актер. Много снимался в кино, работал как режиссер.

 

ХУДОЖНИКИ И АРХИТЕКТОРЫ НА ПАТРИКАХ

Многие известные художники выбирали себе местожительство в районе Патриарших прудов. В доме 5 по Малому Патриаршему переулку находилась квартира Андрея Васнецова – живописца и монументалиста. Он участник войны, лауреат Государственной премии. Васнецову (в соавторстве) принадлежат мозаики на многих известных в Москве зданиях. Его работы есть в Третьяковской галерее, Русском музее.

В 1910-1943 гг. под крышей дома 27 (5 этаж, 10-я квартира) жил основатель группы «Бубновый валет», один из родоначальников русского авангарда Аристарх Лентулов. В его квартире собиралась творческая элита Москвы. Здесь бывали писатели и поэты Игорь Северянин, Макс Волошин, Алексей Толстой, Сергей Есенин, художники Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Илья Машков, режиссер Александр Таиров, актриса Алиса Коонен актер Алексей Дикий и многие другие. Работы Лентулова хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и других музеях.


Трехпрудный переулок, 2А – здесь в родовой усадьбе архитектора Сергея Гончарова (его прадед был отцом жены Пушкина Натальи Гончаровой) проживала его дочь – известная художница-авангардистка, график, сценограф, представительница направления лучизм Наталья Гончарова. Она была женой художника Михаила Ларионова.

На месте не сохранившегося дома 24 про Большому Козихинскому переулку в 1861 году снимал квартиру Алексей Саврасов, выдающийся русский художник. Его самая известная картина – «Грачи прилетели».


В доходном доме 2/10 в Мамоновском перулке (2/10) жил архитектор Николай Эйхенвальд, представитель модерна. У него много работ в Москве.

Сергей Шуцман, один из ведущих архитекторов московского модерна обитал в доходном доме конца Х1Х-начала ХХ века (Трехпрудный пер.,3/16). Среди работ Шуцмана - Дом дамского попечительства о бедных (Козихинский пер.,4, в соавторстве), особняк Гесте , в настоящее время посольство Алжирской республики на Спиридоновке – оба памятники архитектуры.

Доходный дом по адресу Трехпрудный переулок, 5/15 известен как «Дом со скворечником». Он построен архитектором Э.-Р К. Нирнзее, здесь в квартире 26 проживал архитектор Леонид Поляков. Им построены жилые дома на Арбате, в Спиридоньевском переулке, станции метро Курская, Арбатская, Октябрьская. Лауреат Государственной премии.

Архитектор Юрий Шевердяев жил в известном доме 1966 года постройки по Большой Бронной улице, 29. где был открыт первый в Москве ресторан Макдональд. Среди работ Шевердяева в Москве – кинотеатр «Россия», Центральный театр кукол.

Улица Спиридоновка, д 9/2. Памятник архитектуры регионального значения. Здесь был дом купца Павлова, построенный в 1820-е годы. Он был снесен и заново восстановлен в 1990-е гг. В доме находилась квартира архитектора и реставратора Игнатия Залесского, академика архитектуры (1883 г.). Он много работал в Москве.


Один из крупнейших в начале ХХ века историков русского зодчества Федор Горностаев жил на Малой Бронной (дом 2/7). Он известен также как архитектор и реставратор.

Многие русские зодчие внесли свой вклад в создание архитектурного облика района Патриарших прудов. Здесь работали Р. Клейн, Ф. Шехтель, И. Голосов, И. Бони, М. Гинзбург, И. Жолтовский, Г. Олтражевский, В. Шервуд, А. Буров и другие. Особенно богата памятниками архитектуры (федерального и регионального значения) улица Спиридоновка. Здесь находятся Дом приемов МИД (бывший особняк З. Морозовой) - арх. Шехтель, его же особняк Рябушинского, сейчас в нем музей А. М. Горького, доходный дом П. Скопника, в настоящее время его занимает астрономо-геодезическое общество (архитектор Г .Гельрих), Институт Африки, в прошлом дом Г. Тарасова (архитектор И. Жолтовский), особняк Беляева, в настоящее время посольство Южной Кореи – архитектор И. Бони. Статус памятников архитектуры присвоен домам на Малой Бронной ( 30/1, архитектор Г. Олтражевский), дом 32( архитектор И. Кондратенко, в соавторстве), жилому дому сотрудников Госстраха (21/13, стр.1, архитектор М. Гинзбург) и целому ряду других строений на Патриках.

 

 

НА ПАТРИКАХ БЫЛ ИХ ПОСЛЕДНИЙ АДРЕС В ЖИЗНИ

«Проект «Последний адрес» - гражданская инициатива, проводимая в России и направленная на увековечивание памяти о людях, подвергшихся политическим репрессиям в годы советской власти». На стене дома устанавливается небольшая памятная табличка с данными о репрессированном человеке. Принцип проекта – «Одно имя, одна жизнь, один знак».

 

На жилом доме № 13 по улице Малая Бронная установлен памятный знак в память о дипломате Эдуарде Кадике. Он родом из бедной латышской семьи, работал на заводе, вступил в РКП (б). В годы гражданской войны сражался в рядах красных латышских стрелков. Работал дипкурьером, затем в Амторге (организация, занимающаяся экспортно-импортными операциями между СССР и США). Позже трудился в Лондоне. Он был арестован 7 ноября 1939 года в день своего пятидесятилетия, обвинен в шпионаже в пользу английской разведки. Приговорен к 15 годам лагерей. Скончался в 1942 году (по другим данным в 1941 году, в день рождения).

По данным общества «Мемориал» семь жильцов дома сотрудников Госстраха (Малая Бронная, дом 21/13) погибли в годы большого террора. На доме четыре памятные таблички:

Цезарь Гейн (1891-1938). Государственный и политический деятель, дипломат. Был послом в Дании, работал в Государственной плановой комиссии при СНК СССР. Обвинен в контрреволюционной деятельности, расстрелян в поселке Коммунарка Московской области.

Меер Цукерман (1891-1939). Работал начальником отдела в Наркомате местной промышленности РСФСР. Ему инкриминировали участие в террористической организации. Захоронен на Донском кладбище в Москве.

Александр Маляев (1903-1938). Спортсмен-легкоатлет, заслуженный мастер спорта. Выступал за спортивное общество «Динамо». Был одним из организаторов чемпионата СССР по марафону (1926 год). Бегуны показали очень хорошее время, но оказалось, что трасса была на два километра меньше марафонской. Маляева обвинили во вредительстве, 28 марта он был арестован и 2 апреля расстрелян. После реабилитации сведения о его спортивных достижениях вновь появились в справочниках.

Сергей Третьяков (1892-1937) –драматург, поэт-футурист. Окончил юридический факультет МГУ. Участник Гражданской войны на Дальнем Востоке. Входил в московскую группу футуристов «Мезонин поэзии», во Владивостоке в группу «Творчество». Печатался в журналах, первая книга стихов вышла в 1913 году. С 1922 года в Москве. Мейерхольд поставил на сцене ГосТиМа его пьесу «Рычи, Китай». В Первом рабочем театре Пролеткульта режиссером его пьес был Эйзенштейн. Один из создателей группы «ЛЕФ». Побывал в Дании, Австрии, Чехословакии, Германии, общался с Э. Пискатором, Б. Брехтом, переводил Брехта на русский язык. По сценариям Третьякова сняты фильмы «Элисо» (режиссер Э. Шенгелая), «Соль Сванетии» (режиссер М. Калатозов), «Хабарда» (режиссер М. Чиаурели). Арестован и расстрелян в Москве.

Станислав Лукашевич (1889-1938). Бывший офицер царской армии, в советское время работал в почтовом отделении Западной железной дороги. Проживал в доме 32 по Малой Бронной улице. Арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Расстрелян через месяц после ареста.

Из того же дома Владимир Терейковский (1876-1937). Пианист, работал в спортивном обществе «Пламя». Был обвинен в контрреволюционной и террористической деятельности.

 

В доме 4 по Малому Палашевскому переулку жил кинооператор и сценарист Владимир Нильсен (1906-1938). В 1923 году отчислен из Петроградского университета, так как его отец был до революции главным инженером на фабрике и считался «классово чуждым элементом». Владимир нелегально бежал в Германию, освоил профессию кинооператора. В 1927 году вернулся в Советскую Россию, работал в группе Эйзенштейна. Активно занимался комсомольской работой. Но его социальное происхождение, незаконный выезд за границу и женитьба на подданной иностранного государства (итальянке) привели к трагическим последствиям. Он был арестован и два года вместе с женой провел на севере. В 1933 году вернулся в Москву. Был оператором на съемках знаменитых фильмов – «Веселые ребята», «Цирк», «Бежин луг», «Волга, Волга». Получил известность и как теоретик кино и переводчик литературы по теории кино. В сентябре 1937 года ряд сотрудников «Мосфильма» и «Ленфильма» объявлены врагами народа. Нильсен был арестован и расстрелян. Из титров фильмов его имя было заменено на «Б. А. Петров». Мемориальный знак на доме, где жил Нильсен, открыт в 2017 году.

В доме 17 по Вспольному переулку установлены две таблички в память о его жильцах.

Дмитрий Саттеруп (1873-1940). Окончил Александровское военное училище, дослужился до чина генерал-майора. В 1917 году вступил в РККА. Работал в Центральном военно-историческом архиве. Обвинение: участие в контрреволюционной террористической организации. Арестован в 1939 году.

Роман Семашкевич (1900-1937). Учился в Вильно, затем в Витебском художественном училище и Высшем художественно-техническом институте в Москве. Состоял в революционной организации. Писал портреты, пейзажи, его полотна приобретали музеи и коллекционеры. Участник выставок, в том числе персональных. Был арестован по сфабрикованному обвинению в контрреволюционной агитации. Расстрелян. В 1990 году состоялась в Москве посмертная выставка его работ.

 

Благовещенский переулок, дом2/6 строение 1. Здесь жил зубной врач Давид Вольпе (1893-1937). Родился в Варшаве. Во время первой мировой войны служил рядовым, как зубной врач. Работал в Москве в поликлинике завода №24, выпускавшего авиационные моторы (двигателем завода был оснащен самолет, на котором Валерий Чкалов совершил перелет через Северный полюс в Америку). В 1937 году после неудачного испытания двигателя, изготовленного заводом, были обнаружены пять вредительских групп, в одну из которых попал и зубной врач. Он был расстрелян.

Вторая табличка на этом доме - чеху Александру Фиале (1892-1938). Служил в Красной армии, затем работал агрономом в Московском областном сельскохозяйственном управлении. Его национальности оказалось достаточно, чтобы обвинить его в шпионской деятельности.

Японовед Борис Язгур (1903-1941) жил в доме 25 на Спиридоновке. Работал в Японии, после 1936 года преподавал в ВА РККА имени М. Фрунзе. Арестован в 1940 году по обвинению в шпионаже. На следствии категорически отрицал все обвинения. Расстрелян.

Мемориальная табличка установлена на доме 10 по Спиридоновке в память о Александре Канненберге (1881-1943) и его сыне Анатолии (1905-1938). Юрист Александр Канненберг был сослан в Татарскую АССР в 1941 году по указу о депортации немцев и умер в ссылке. Его сын Анатолий - техник-строитель, был приговорен к тюремному заключению по обвинению в участии в террористической организации. Умер в заключении.

 

На этой же улице в доме 14-16 жил экономист Михаил Шефлер (1889-1943). Родился в семье чиновника в Петербурге. Учился в Петербургском университете и в Петровско-Разумовском сельскохозяйственном институте в Москве. После Февральской революции вступил в парию большевиков, был членом Московского Совета рабочих депутатов. Пошел добровольцем на фронт в 1919 году, позже работал в Наркомате земледелия и в Наркомате здравоохранения. Руководил строительством Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а позже назначен директором Тимирязевской академии. В 1937 году был исключен из партии по не выясненному до конца обвинению. Был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей, скончался в лагере от воспаления легких.

Борис Зимин (1904-1935) родился в купеческой семье. В момент ареста он работал заведующим лабораторией Московского научно-исследовательского института метрологии и стандартизации. В обвинительном заключении говорится, что он высказывал контрреволюционные мысли. Умер в лагере. Проживал Зимин в доме 24 по Ермолаевскому переулку.

 

На доме 19/6 по Большому Козихинскому переулку установлена табличка в память о Григории Островском (1898-1937). В 1914 году добровольцем ушел на фронт, был ранен. Вступил в РСДРП. Активный участник гражданской войны. Работал в Губчека, в Укрсельстрое. В 1932 году назначен заместителем наркома и начальником Главного управления зерносовхозов. Арестовали его прямо в рабочем кабинете. Был обвинен в участии в контрреволюционной троцкистско-зиновьевской организации. Расстрелян.

 

 

ШЕДЕВРЫ ШЕХТЕЛЯ НА ПАТРИКАХ

 

Федор Осипович Шехтель (1859-1926) – выдающийся архитектор конца Х1Х – начала ХХ века, представитель стиля модерн. Семья его переехала в Россию из Баварии, деду принадлежал ряд магазинов в Саратове, Москве, Нижнем Новгороде, других городах, ткацкая фабрика, гостиница. Процветающее дело продолжили пятеро его сыновей. Младший брат, отец будущего архитектора, окончил Технологический институт в Санкт-Петербурге. Его жена происходила из купеческой семьи. Когда Федору было шесть лет, Шехтели переехали в Саратов, этого требовало общее дело семьи. Старший брат, игравший большую роль в общественной жизни города (в частности, он был основателем летнего театра), тяжело болел, других братьев уже не было в живых.

Осип с успехом продолжал театральное дело брата, но в 1868 году братья с разницей в два месяца ушли из жизни. Материальное положение вдовы было очень тяжелым, так как общие дела семьи оказались запутанными и все имущество было продано за долги. Мать Федора устроилась экономкой в дом П.М.Третьякова в Москве. Сам Федор учился в Саратовской мужской гимназии, а затем в римско-католической епархиальной семинарии. В 16 лет он переехал в Москву и поселился вместе с матерью у Третьякова, вскоре начал работать в мастерской известного архитектора Каминского, родственника Третьякова, который оказал определенное влияние на развитие архитектурных предпочтений Федора. Вместе они разработали несколько проектов.

 

В1875 году Шехтель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, но через три года отчислен «за плохую посещаемость», причиной была необходимость зарабатывать и заботиться о тяжело больной матери. Начало творческой жизни отличалось многообразием интересов, наряду с архитектурными проектами, он занимался созданием декораций и костюмов для театральных постановок, работал художником-оформителем и рисовальщиком. Диплома о профессиональном образовании он так никогда и не получил. Первыми самостоятельными работами в начале творческого пути архитектора были частные дома и загородные усадьбы в Рязанской губернии, Подмосковье и других местах. Несколько проектов он выполнил для семьи Морозовых. Существенное место занимало создание церковных построек. Оформлял театральные постановки, народные гуляния, занимался книжно-журнальной графикой. С первыми успехами и материальным благополучием произошли изменения и в личной жизни Шехтеля. Он переехал в дорогую квартиру на Тверской улице, арендовал помещение для собственной мастерской. В 1887 году женился на Наталье Жегиной, дочери его двоюродной сестры и Т. Жегина - бывшего попечителя Федора. Творческое наследие Шехтеля, для которого характерно стилевое разнообразие, колоссально. С 1900 года он увлекается стилем модерн. После Международной выставки в Глазго, где он был автором ансамбля российских павильонов, он был удостоен почетного звания академика архитектуры. Антон Чехов, с которым Шехтель дружил, называл его «талантливейшим из всех архитекторов мира».

 

После революции работы для архитектора практически не было. Он много занимался преподавательской деятельностью. Здоровье его резко ухудшилось. Он скончался от рака желудка и был похоронен на Ваганьковском кладбище на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по его проекту в 1895 году.

Памятник-бюст Шехтеля установлен около входа на Ярославский вокзал. Его имя присвоено проезду между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком, в честь архитектора названа малая планета , в 1915 году выпущена серебряная монета номиналом 25 рублей, посвященная Ярославскому вокзалу, и на ней изображен Шехтель.

В районе Патриарших прудов сохранился ряд зданий, построенных по проектам Шехтеля.

 

По адресу: улица Спиридоновка, дом 17, расположен Дом приемов МИДа (внутрь него можно попасть только в дни Всемирного наследия). Это бывший особняк Зинаиды Морозовой, построенный в 1893-1898 годах. Именно эта первая крупная работа Шехтеля положила начало его славе. Особняк был подарком Саввы Морозова жене Зинаиде, которую он увел у собственного двоюродного племянника, на годовщину свадьбы. Сам Савва был англоманом и хотел построить оригинальный дом с элементами английской готики. Шехтель разработал проект за два месяца, но до 1894 года он не имел права на самостоятельное ведение строительных работ, поэтому разрешение на строительство было получено архитектором И. Кузнецовым. Но Шехтель вел постоянный архитектурный надзор. Сразу после завершения строительства дом вызвал широкое обсуждение общественности, газеты называли его «новым чудом». Стрельчатые окна, устремленные вверх башенки, зубцы крепостной стены над входом, окна-розы напоминают средневековый английский замок. Украшают особняк химеры, изображения львов, маскароны. В интерьерах дома Шехтель соединил готику с ампиром, классикой и стилем барокко. Панно, витражи и скульптурная композиция у главной лестницы выполнены Михаилом Врубелем, он же создатель трех панно («Утро», «Полдень» и «Вечер») для Курительной комнаты. Знаменитый «рыцарский камин» является украшением столовой. Уникальна деревянная резьба в нескольких комнатах. Овдовев, Морозова продала свой дом М.Рябушинскому, изменившему лишь одну комнату, для которой художник К.Богаевский написал три панно – «Даль», «Скала» и «Солнце».

В 1896 году Шехтель построил в Ермолаевском переулке,28 стр.1, дом, напоминающий одновременно и замок, и русскую избушку. Участок земли был небольшой, для внутреннего двора не осталось места. Он писал Чехову: «Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли синагогу». Это был его собственный дом, на мозаичном панно, украшающем здание, сохранились буквы F и S –инициалы архитектора. Центральная ось здания – парадная лестница, вокруг нее расположены остальные помещения. Позже он с северной стороны дома пристроил двухэтажную мастерскую. Многие известные люди – Врубель, Левитан, С. Морозов, Собинов и др. – бывали в гостях в этом оригинальном строении. В 1910 году семья Шехтеля переехала на Большую Садовую, а дом приобрела купчиха Дунаева. После революции в нем некоторое время проживал нарком просвещения РСФСР А.Бубнов, располагались разные организации. С 1944 года дом находился в ведении Наркомата иностранных дел, сейчас здесь резиденция послов Уругвая. Особняк открыт для посещения в дни исторического и культурного наследия.

 

Еще одно выдающееся творение Шехтеля, расположенное на Патриках, – особняк Рябушинского (Малая Никитская, 6 – Спиридоновка, 2). Городская усадьба построена в 1900-1903 годах. Один из ярких примеров модерна в русской архитектуре. Предприниматель Рябушинский восхищался творчеством Шехтеля, поэтому поручил ему строительство своего дома. Заказчик хотел, чтобы дом располагался внутри участка, на котором предполагалось также разместить хозяйственные постройки: конюшню, кладовую, дворницкую, прачечную. Для многих зданий модерна характерно выделение центра, из которого здание развивается в стороны и ввысь. Таким центром особняка Рябушинского является удивительной красоты парадная лестница в форме волны. Внутреннее стилистическое оформление дома символично: первый этаж – подводный мир, второй – воздушный, третий – горный. Продуманы мельчайшие элементы декора, дверные ручки сделаны в виде морских коньков, паркетный пол напоминает морские волны. Верхняя часть здания украшена мозаичным панно с изображением орхидей. Решетки окон напоминают вьющиеся ветки дерева, интересны созданные из спирали глаза сов на балконе. Дом был оборудован системой кондиционирования и лифтом, соединявшим столовую с кухней в подвальном помещении. На втором этаже дома находилась богатейшая коллекция икон, на третьем этаже Рябушинский устроил реставрационную мастерскую и пригласил работать известных реставраторов. Там же была скрыта от посторонних взглядов старообрядческая церковь. Сейчас несколько икон из коллекции находятся в Третьяковской галерее.

 

После революции владелец особняка эмигрировал, дом перешел в собственность государства. В течение многих лет в нем находились разнообразные организации, даже специализированный детский сад. В 1931 году в доме поселился вернувшийся из Италии Максим Горький. Он, правда, не сразу согласился жить здесь, считая особняк «нелепым». Гостиная была превращена в библиотеку, один из двух кабинетов на первом этаже стал спальней. Смущавший писателя камин с полуобнаженной женщиной-бабочкой убрали, и следы его затерялись. В 1965 году состоялось открытие в особняке музея Горького.

Одно из самых красивых зданий Москвы находится в Трехпрудном переулке (дом 9). Оно было построено Шехтелем в 1900 году специально для типографии товарищества А.Левенсона. Сначала издательство выполняло мелкие заказы, позже начало печатать газету «Новости дня». Со временем «Товарищество скоропечатни А.Левенсона и Ко» стало одним из лучших издательств в Российской империи. Здесь, к примеру, вышла первая книга А.Чехова. Издательство просуществовало до 1917 года, дом –объект культурного наследия федерального значения - сохранился до сих пор. Комплекс состоит из двух частей – корпус издательства и производственный корпус, построенный с применением самых передовых в то время технологий. Здание типографии четырехэтажное, на каждом этаже свой цех. Небольшой замок в романо-германском стиле - административный корпус.

 

Декоративное убранство очень скромное, интересны изящные линии постройки в стиле модерн.

Дом И.Миндовской (Вспольный пер., дом 9 стр. 1 и 2) – одна из последних работ Шехтеля. Это небольшой особняк в стиле неоклассицизма с нарядным фасадом и интересным решением окон. Во дворе одноэтажный флигель. В 1919 году здесь находился Верховный ревтрибунал при ВЦИК, некоторое время жил Н. Крыленко – нарком юстиции. В настоящее время особняк принадлежит Посольству Индии.

На углу Малой Никитской и Садово- Кудринской улиц расположены доходный дом и особняк Кана. Здание сохранилось в своем первоначальном виде. Н.Кан –купец и почетный гражданин Москвы. В доме, обращенном фасадом к Садово-Кудринской улице, жил хозяин. Примыкающее к нему двухэтажное здание предназначалось для сдачи квартир в наем. Самый интересный элемент декора - девичьи головки, связанные парящими лентами. В арке особняка установлены металлическим ворота в стиле модерн.

Церковь Ермолая Священномученика была построена на Патриаршей слободе в ХУП веке, находилась на месте небольшого бульвара между домами 21 и 23 в Ермолаевском переулке. Доходный дом церкви Шехтель разрабатывал в 1916 году

 

 

ЧТО БУДЕТ С ПАВИЛЬОНОМ НА ПАТРИКАХ?

 

Павильон на Патриарших прудах появился еще до революции, правда, на противоположной стороне от нынешнего. Он до 1913 года обслуживал лодочную станцию. В 1938 году архитектор Д.Хазанов построил деревянный павильон-«грелку» для катающихся на коньках на пруду. Интересно, что заказ был от трамвайного треста, что косвенно подтверждает версию Булгакова о существовании здесь трамвая. В 1980-х годах обветшавший павильон был реконструирован, добавлен этаж в цоколе, чтобы катающиеся могли выходить прямо на пруд. Но как «грелка» павильон не функционировал. Здесь прошла в 1986 году архитектурная выставка, а в начале ХХ1 века здание было куплено и в нем разместился ресторан К. Гусева, позже А. Оганезова.

В 2004 году Патриаршие пруды и сквер получили охранный статус как памятник истории и культуры регионального значения. В настоящее время ресторан прекратил свое существование, появились слухи о полной реконструкции павильона с добавлением этажа и перекрытием его стеклянным куполом. Какие-то работы, вероятно, уже идут. Многим активистам Патриков идея пришлась не по душе, возникали стихийные митинги протеста.

 

РОМАНОВКА

Дом голубого цвета на углу Малой Бронной и Тверского бульвара (2/7) известен под названием «Романовка». Земельный участок в середине ХУП столетия принадлежал полковнику В. Грушецкому, известному тем, что он принимал участие в присоединении Крыма к России. В начале Х1Х века усадьба принадлежала богатейшей семье России - Голицыным. Существует мнение, что главный дом для него построил архитектор М. Казаков. Но во время нашествия Наполеона и пожара в Москве здание сгорело. Позже оно было восстановлено в стиле ампир. После смерти князя Василия Голицына в 1827 году дом перешел к Михаилу, его сыну. Михаил установил на бульваре фонари на спирту и нанимал оркестр для игры там. Позже усадьбой владела княгиня М. Ухтомская, от нее владение переходит к Романовым. В 1880-х годах строения усадьбы подверглись кардинальным изменениям. Трехэтажные флигели соединили и надстроили, в новом четырехэтажном здании дешевые меблированные комнаты сдавались, в основном, студентам. Обстановка комнат не блистала роскошью – дешевая мебель, одинаковые красные портьеры. По Малой Бронной пристраивается Романовская зала.

У композитора В. Калинникова, который снимал целую квартиру, бывали многие видные представители культурной интеллигенции столицы – С. Танеев, Ф. Шаляпин, М. Врубель, Н. Римский-Корсаков, К. Коровин. Труппа частной оперы С. Мамонтова собиралась у музыкального деятеля С. Кругликова и давала здесь целые концерты. В Романовской зале репетировали артисты Художественного театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Первые стихи читал у своих друзей В. Маяковский, а слушателями были многие известные в то время поэты – А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Хлебников. Поэт, вспоминая эти дни, писал: «Что ж, как в латинском квартале. Только теплее. Гораздо теплее». В начале ХХ века началась совсем другая история Романовки – баррикады рядом с домом в 1905 году, а в 1917 юнкера на площади обстреливались красноармейцами из полукруглого эркера.

В 1920 году помещение Романовской залы было отдано Государственному еврейскому театру (ГОСЕТ). Режиссером был С. Михоэлс, декорации к спектаклям создавали М. Шагал и Д. Штеренберг. После убийства Михоэлса в 1948 году труппа театра была распущена. Позже здесь помещался Театр Сатиры, с 1962 года Московский драматический театр (теперь Театр на Малой Бронной). В разное время режиссерами в нем были А. Гончаров, А. Эфрос, С. Женовач, А. Житинкин, здесь играли О. Даль, Л. Дуров, О. Аросева, М. Козаков и многие другие известные актеры. В настоящее время художественный руководитель театра - К. Богомолов.

 

 

ОНИ РУКОВОДИЛИ СОВЕТСКИМ ГОСУДАРСТВОМ

 

Гранатный переулок, дом 10, стр. 1. В 1978 году здесь был построен по индивидуальному проекту девятиэтажный кирпичный дом, предназначенный для сотрудников ЦК КПСС. Жили в нем многие известные люди.

Черненко Константин Устинович (1911-1985). Родился в сибирской деревне в крестьянской семье. Работал на медных рудниках, золотых приисках. Окончил Кишиневский педагогический институт, высшую школу партийных организаторов при ЦК ВКП(б). Служил в погранотряде в Казахской АССР. Занимал ряд партийных должностей, в 1945-1948 годах – секретарь Пензенского обкома партии, затем заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Молдавии. Здесь он подружился с Л. Брежневым, первым секретарем ЦК Компартии Молдавии. С 1956 года – в Москве: заведующий сектором в отделе пропаганды и агитации ЦК КПСС, начальник Секретариата Верховного Совета СССР. Заведующий Общим отделом ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС (с 1978 года). 13 февраля 1984 года Черненко единогласно выбран Генеральным секретарем ЦК КПСС. При нем проводилась работа по подготовке программы экономических реформ, где предусматривалось расширение прав предприятий. Велись разговоры о новой Программе КПСС. Серьезно больной, он правил страной всего год и двадцать пять дней. Похоронен у Кремлевской стены.

КИРИЛЕНКО Андрей Павлович (1906-1990). Родился в семье кустаря. Учился в сельской школе, работал электрослесарем, затем на шахте в Донбассе. Окончил Рыбинский авиационный технологический институт, работал на авиационном заводе в Запорожье. С 1938 года на партийной работе. Во время войны член Военного совета 18-й армии Южного фронта, уполномоченный Государственного комитета обороны на московском авиационном заводе. Продолжилась партийная карьера Кириленко в Днепропетровске, Свердловске. В 1966-1982 годах секретарь ЦК КПСС, в его ведении были промышленность, капитальное строительство, транспорт и связь. В середине 1970-х годов – один из виднейших руководителей партии (член ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС, секретарь Ц КПСС), считался возможным преемником Брежнева. Однако после перенесенного в 1980 году инфаркта так и не смог восстановиться. С 1982 года на пенсии.

Байбаков Николай Константинович (1911-2008). Отец – рабочий бакинских нефтепромыслов. Он сам, окончив Азербайджанский нефтяной институт, также успешно работал в этой отрасли. В 1935 -1937 годах служил в Красной армии на Дальнем Востоке. Затем вернулся в Баку. После выступления на Всесоюзном совещании нефтяников карьера Байбакова резко пошла вверх. В сентябре 1940 года он был уже заместителем народного комиссара нефтяной промышленности СССР, а с декабря 1948 года – министр нефтяной промышленности СССР. Далее занимал ряд важных постов в Госплане и совнархозах. В 1965 году – заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Государственного планового комитета СССР. После ухода на пенсию в 1986 году работал в Институте проблем нефти и газа, возглавлял Общество российско-азербайджанской дружбы.

Пономарев Борис Николаевич (1905-1995). Уже с 14 лет – в Красной армии и в военно-революционном комитете в Зарайске, затем на партийной работе в Донбассе и Туркменской ССР. Окончил МГУ (этнологический факультет) и Институт красной профессуры. Далее – директор Института истории партии при Московском комитете ВКП(б), помощник Г. Димитрова в Коминтерне. С 1944 года занимал ряд должностей в ЦК партии, с 1957 по 1985 год заведовал Международными отделом ЦК КПСС, являлся одним из тех, кто определял внешнюю политику страны.

Шауро Василий Филимонович (1912-2007). Окончил Могилевский педагогический институт и ВПШ при ЦК ВКП(б). Работал учителем в школе в Витебской области. С 1942 года на партийной работе в аппарате ЦК ВКП(б), затем в Белоруссии. В 1965-1986 годах – заведующий отделом культуры ЦК КПСС.

Толкунов Лев Николаевич (1919-1989). Окончил Всесоюзный институт журналистики и ВПШ при ЦК КПСС. Работал в газете «Правда», во время войны военный корреспондент на разных фронтах. В 1957-1965 годах - в аппарате ЦК КПСС, затем главный редактор газеты «Известия». В 1976-1983 годах председатель правления Агентства печати Новости.

В этом же доме жила Галина Леонидовна Брежнева.

вопросы по недвижимости
Нажимая на кнопку, вы подтверждаете свое совершеннолетие, соглашаетесь на обработку Персональных данных в соответствии с Условиями